21 Июнь 2019
Новости музея, Новости филиала
21 июня в 16.00 в Культурно-выставочном центре Переславского музея-заповедника (ул. Ростовская, д. 10) состоится открытие выставки «Александра Коновалова. Возвращение. Акварели Серебряного века». Работы предоставлены галереей «Веллум».В рамках открытия – показ фильма «Берег лучших миров» – о творчестве и судьбе художника Александры Коноваловой.
Зрителям будут представлены около 40 работ 1900-1910 гг. уникального художника Серебряного века Александры Коноваловой из собрания галереи «Веллум». Также в рамках проекта будет показываться фильм-фабула «Берег лучших миров», рассказывающий о творчестве и судьбе Александры Коноваловой, в котором авторам удалось очень искренне передать лиричность, утонченность творческой натуры героини, и в то же время представить абсолютно документальную историю жизни конкретного человека в рамках определённого исторического периода и в окружении его произведений.
Нам отлично известны многие имена эпохи декаданса, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель и Александр Бенуа, Вячеслав Иванов и Анна Ахматова, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн. В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, однако создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем их современники, именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова.
Она родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, четырнадцатилетней барышней в 1903 году она поступает в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра.
«В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель… Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна», – считает искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум». Врубель – не единственный гений, оставивший отголосок в графике Коноваловой. Художница была заворожена усадебными грезами Виктора Борисова-Мусатова. Частые персонажи её полотен – скучающие дамы в кринолинах, – излюбленные героини многих молодых творцов тогдашней эпохи. Поэты и художники с упоением использовали повествовательный, литературный мотив в своих произведениях, черпая вдохновение в эпосе или Евангельском сюжете. Акварели Коноваловой – целиком порождение и лицо русского символизма. ***
На выставке будут представлены художественные произведения Коноваловой, написанные, в основном, на рубеже 1900–1910-х гг. Любовь Агафонова так говорит о работах этого времени: «Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки («После объяснения», «Руслан и Людмила») сменяются их жемчужной прозрачностью («Золото Рейна», «Пленница Змея»). К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, к обобщению фигур («Беление холста»)».
Завершают ретроспективу акварели, которые Александра Сергеевна создавала, живя на Чукотке в 1930-е годы. Художница и здесь продолжает своё мифотворчество, возвращаясь к излюбленным мотивам начала века. Изображая танец шаманов («Обрядовый танец»), она заворожена не только красками Чукотской земли, но и людьми, живущими в ирреальном, таинственном мире. Земли, где и камень, и ездовая собака равно наделены мистической силой, и влияют на судьбу сегодняшнего дня и проистеканию жизни Вселенной в одинаковой степени. Этот живой мир-сон созвучен мироощущению Александры Коноваловой, и так ею любим и близок.
Обстоятельства жизни Александры Коноваловой до сих пор не до конца изучены. Из творческого наследия мастера до нас дошли только акварели, – замечательные произведения искусства, достойные занять место в истории культуры. Выставочный проект «Александра Коновалова. Возвращение» и фильм «Берег лучших миров», – это часть огромной исследовательской работы, которую проводит галерея «Веллум», открывая многие, ныне забытые имена художников первой половины XX века.
***
Автор: Кардовский Дмитрий
Год создания: 1927
Автор: Индейцев В
Год создания: Середина ХIХ в.
Автор: Мокроусов Владимир
Год создания: 1982 или 1990
Автор: Барщевский Иван
Год создания: Конец XIX - начало XX в.
Автор: Алексеев В.
Год создания: 1869 г.
Автор: Маркелов В
Год создания: 1927 год.
Год создания: 1841 г.
Год создания: 1905 г.
Автор: Неизвестный автор
Год создания: Конец XIX - начало XX вв.
Год создания: Последняя треть XVII в.
Автор: Скок Владислав
Год создания: 1960 г.
Год создания: 1779 г.
Автор: Делла-Вос Кардовская Ольга
Год создания: 1920 - 1924 годы
Автор: Неизвестный автор
Год создания: 1790 - 1796 гг.
Год создания: 1919 г.
Автор: Макаров Иван
Год создания: 1801 - 1900
Год создания: 1600 г.
Год создания: 1900 г.
Год создания: 1901 - 1910 г.
Год создания: 1911
Год создания: 1789 г.
Автор: Делла-Вос Кардовская Ольга
Год создания: 1937 г.
Автор: Неизвестный автор
Год создания: 1790 - 1799 гг.
Год создания: 1900 г.
Автор: Кардовский Дмитрий
Год создания: 1926
Автор: Плишкин Пётр
Год создания: 1802 г.
152021, г.Переславль-Залесский, Ярославская обл., Музейный переулок, дом 4. Заказ экскурсий: +7(48535)2-31-24 8-800-201-8636 Почта: visit@museumpereslavl.ru
тел. 8 (48535) 3-81-00, бесплатный номер 8-800-201-8636
E-mail: museum@pereslavl.ru
Сетевое издание: Информационный сайт "Новости Переславского музея-заповедника" (12+)
зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 86542
Учредитель: ПЕРЕСЛАВСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Главный редактор: Тотьмянина М. И.
Контакты редакции: press@museumpereslavl.ru, 8(48535)3-19-10
Комментарии